Сдача груза по правилам

Одним из самых сложных этапов в грузоперевозках является сдача груза на руки грузополучателю. Иногда  весь процесс транспортировки груза оказывается не таким хлопотным, как его завершающая часть. Что нужно, чтобы процесс сдачи груза прошел как по маслу, не вызывая недовольства сторон. Ответ на это заключен в одном из нормативных документов, регулирующих грузоперевозки.

Итак, первое, что влияет на своевременную сдачу груза, это  уведомления получателя. Для того чтобы процесс сдачи произошел в установленные сроки, грузоотправитель должен уведомить грузополучателя о транспортировке. Если объем перевозимых материалов или товаров велик, то хорошая организация подготовки подъездных путей, мест приемки и разгрузки товаров  — это уже полдела. При этом место приемки должно соответствовать указанному в товарно-транспортной накладной.

Вся ответственность за прием и  разгрузку машины ложится на плечи грузополучателя (если иное не предусмотрено договором). После того, как произошла выгрузка товара, грузополучатель обязан очистить фуру, контейнеры, баки и прочие емкости от перевозимого груза. Если перевозчик осуществлял транспортировку животных, скоропортящихся или текучих товаров, грузополучатель должен вымыть кузов и произвести дезинфекцию подвижного состава. В некоторых случаях компания-перевозчик может предложить самостоятельно произвести очистку за  дополнительную плату.

Выдача груза производится в строгом соответствии с количеством принятого от грузополучателя товара. Часто процедура выдачи сопровождается взвешиванием груза на весах, счетом мест и другими измерительными процедурами. Если речь идет о транспортировке груза железнодорожным, морским (речным) или авиатранспортом, то сдача груза происходит в соответствии с правилами сдачи на железнодорожных станциях, водных пристанях и аэропортах.

Если груз был сдан грузоотправителем в  опломбированных цистернах, баках, ящиках и контейнерах, то его сдача производится без предварительного обмера. При этом главным показателем целостности груза является невскрытая пломба.

Грузы, перевозимые согласно указанному числу мест, также выдаются без предварительного взвешивания согласно числу мест. Проверка веса груза допустима только в том случае, если в ходе транспортировки была нарушена целостность тары или упаковки.

Будьте внимательны, поскольку предоставление автомобильных весов также осуществляется за счет грузополучателя.  Если грузополучатель не может предоставить необходимых измерительных приборов,  грузы (в частности те, что перевозились в россыпи) будут сданы без предварительного измерения веса.

Иногда фактический вес груза  при сдаче оказывается меньше, чем  вес, указанный в накладной. Несет ли транспортная компания материальную ответственность за утерю товара? Расхождение веса груза допустимо в пределах нормы естественной убыли веса, и в этом случае компания-перевозчик не может быть привлечена к ответственности. Если недостающий вес груза можно списать на расхождение показаний весов, то перевозчик также освобождается от ответственности. Нормы допустимых расхождений регулируются Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Если при сдаче груза обнаружена порча, утеря и недостача товара, транспортная компания обязана предъявить акт, фиксирующий обстоятельства пути, при которых произошла порча или утеря. После этого на месте разгрузки необходимо установить объем ущерба. Иногда для этого требуется проведения экспертизы. Предложение о приглашении экспертов может поступать как от грузополучателя, так и от транспортной компании. При этом сторона, оплачивающая экспертизу, определяется на основании  результатов исследования. Если было доказано, что повреждение или недостача груза произошла по вине транспортной компании, все расходы по компенсации груза и оплате экспертизы берет на себя экспедитор. Если было доказано обратное, то покрытие всех издержек ложится на грузополучателя. Результатом экспертизы становится акт,  подписанный всеми участниками процедуры. До момента проведения экспертизы груз остается у  грузополучателя, который несет полную ответственность за его сохранность.

Если груз не может быть принят по причинам, не зависящим от транспортировщика? Существует два варианта решения этой проблемы. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств при сдаче груза компания-перевозчица должна оперативно поставить грузоотправителя в известность. Грузоотправитель может принять решение о возврате товара или о его передаче другому получателю. При этом  отправитель несет полную ответственность за каждый час простоя автомобиля или возврат груза на место отправки. Размер пени рассчитывается индивидуально, согласно действующим положением контракта и тарифам перевозчика.

При отказе грузополучателя в осуществлении приемки груза транспортная компания обязана сделать соответствующую пометку в накладной, которая визируется подписью и печатью грузополучателя. Если речь идет о доставке груза железнодорожными, морскими или авиа путями, грузополучатель не имеет права отказываться от его получения, даже если груз был отправлен ему по ошибке. Он обязан принять товар на ответственное хранение, что подтверждается соответствующей отметкой в накладной.

Единственной возможностью отказаться от получения незапланированного товара является указание на его порчу. При этом повреждение должно носить столь обширный характер, чтобы полностью исключить возможность использования или продажи этого груза в дальнейшем. При отказе от порченного товара транспортная компания составляет акт возврата.

Если речь идет о междугородних перевозках автотранспортом, при  получении отказа в приемке товара, транспортная компания имеет право обратиться к грузоотправителю для получения нового адреса доставки. Если транспортировка до нового места разгрузки невозможна, компания-перевозчик должна уведомить об этом клиента. В этом случае единственным возможным вариантом является обратная доставка груза. Расходы, связанные с обратной грузоперевозкой, включающие в себя простой подвижного состава, хранение товара и собственно прогон транспортного средства, полностью ложатся на плечи грузоотправителя.

Отдельным пунктом рассмотрим  порядок переадресовки грузов.  Правила переадресовки рассматриваются в ст. 72 Устава автомобильного транспорта. Однако, в  них всегда можно внести изменения, прописав соответствующие положения в договоре перевозки.

Согласно ст. 72 Устава автомобильного транспорта переадресовка груза производится до момента его передачи  грузополучателю, заявленному в договоре. Если грузополучатель не желает принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, грузоотправитель должен указать нового адресата. При составлении соответствующего распоряжения следует прописать первоначальные данные грузополучателя, включая адрес, наименование юрлица,  номер первой ТТН и данные нового грузополучателя.  При этом в соответствии с Уставом распоряжение о смене грузополучателя распространяется сразу на всю партию перевозимого груза, без возможности деления. Однако, в договоре с перевозчиком можно предусмотреть и иные способы переадресовки

Согласно Уставу автомобильного транспорта уведомление о переадресовке  должно быть выполнено в  письменной форме. Но и здесь можно внести свои коррективы, указав в договоре такие способы уведомления, как  Интернет, телефон или факс. В любом случае распоряжение о смене грузополучателя лучше всего подтверждать письменно. После получения уведомления перевозчик вписывает новые данные в путевой лист в соответствии с информацией, предоставленной клиентом.

Если переадресовка повлекла за собой дополнительные расходы перевозчика на прогон и хранение товара, грузоотправитель обязан их компенсировать.

Если произошел один из распространенных случаев, когда грузополучатель отказывается от приемки груза, а грузоотправитель не дает никаких указаний, перевозчик имеет право решить проблему по своему усмотрению. В частности, он может сдать груз на хранение до того момента, как грузоотправитель выйдет с ним на связь. Если в регионе доставки транспортная компания имеет собственные складские помещения, она может принять груз на хранения до момента получения указаний от клиента. Груз также может быть передан другой компании или возвращен на место отправки.