Договор транспортной экспедиции – история появления

dogovor_transport

Дореволюционная Россия не могла похвастать развитым рынком транспортных услуг. И в продолжение нескольких десятилетий после октябрьских событий ситуация не улучшилась. На тот момент такого понятия, как договор на оказание услуг транспортной экспедиции, не существовало. На тот момент существовал договор комиссии, к подвиду которого и относились экспедиционные услуги. Таким образом, содержание договора в нынешнем его понимании трактовалось очень узко. Складывается впечатление, что в процессе принятия проекта Гражданского уложения при рассмотрении сферы услуг грузоперевозок руководствовались лишь юридической стороной вопроса и не задумывались о необходимости выполнения фактических действий. Отдельные моменты, отдаленно напоминающие современную трактовку ДТЭ, встречались лишь у частных артелей, оказывающих транспортные услуги по перевозке кладей.

Уже после ВОВ, во времена Хрущева, проводилась транспортная реформа, в то время были созданы Министерства транспорта и предприятия, оказывающие транспортно-экспедиционные  услуги. Однако даже в 1964 году в Гражданском кодексе еще не рассматривался ДТЭ, как самостоятельный документ и по вопросам его заключения не были предусмотрены никакие правовые нормы. Тем не менее, проведенная реформа дала толчок дальнейшему развитию сферы транспортных услуг и явилась официальным началом истории отечественных грузоперевозок.

В конце семидесятых годов прошлого века Советом министров было принято решение закрепить право предоставления транспортно-экспедиционных услуг за транспортными компаниями. Услуги заключались в предоставлении грузоотправителям всех видов транспорта и состояли из юридической и производственной части. Юридическая часть включала составление и заключение договоров, расчетные операции, определение обязанностей экспедитора. Производственная – упаковка груза, предоставление услуг грузчиков, хранение, взвешивание, перевозка грузов. Вид документа, ставший типовым при организации централизованных грузоперевозок с железнодорожных станций, с аэропортов, был утвержден в тот же период времени. И он стал очень популярным среди транспортных компаний, часто предоставляющим подобные услуги грузоперевозок.

Ближе к середине восьмидесятых были приняты правила оказания транспортно-экспедиционных услуг предприятиям и организациям РСФСР. Отдельные виды  транспорта регулировались различными уставами.

Уже во второй половине девяностых в ГК добавились требования к форме договора об экспедировании грузов и определились основные задачи экспедиторской деятельности.

В 2003 году в действие вступил закон, определяющий порядок предоставления транспортных услуг, правила оформления необходимых документов, распределение обязанностей между сторонами-участниками грузоперевозочного процесса.

В обязанности экспедитора входит выполнение услуг по перевозке грузов за определенное вознаграждение от грузоотправителя. Услуги заключаются в:

  • заключении договора о грузоперевозке;
  • организации транспортировки груза по данному маршруту (маршрут может быть разработан клиентом или экспедитором);
  • оформление и получение необходимых документов, в том числе и таможенных;
  • организация погрузки и отправки груза, а также его получения и выгрузки;
  • хранение груза;
  • уплата сборов и пошлин от имени клиента;
  • проверка груза на соответствие заявленным параметрам (тип, качество, вес).